Участие в Презентации практик мышления в рамках Клуба мышления «Точки кипения Омск»
23 ноября 2020
6 ноября 2020 г. в 15 часов члены Омского Дома ученых приняли активное участие в Презентации практик мышления, проведенной в рамках Клуба мышления «Точки кипения Омск». После открытия «Клуба мышления Омск» 6 ноября в 11 часов, была проведена работа в ядерных группах Клуба мышления в течение трех часов, а затем - презентация результатов работы этих групп, представляющих различные практики мышления.
С использованием платформы ZOOM проводилась трансляция в реальном времени выступлений модератора и спикеров, а также параллельная работа участников в чате. Модератором презентации практик мышления и обсуждения работы ядерных групп был Дмитрий Сергеевич Нардин - начальник научного управления ОмГАУ, кандидат экономических наук, доцент.
Трем ядерным группам на три часа работы была поставлена задача: проработать тему «Среда для развития инноваций в регионе» с использование соответствующих практик мышления: «Стратегической практики» под руководством Анны Георгиевны Бреусовой (доцент ОмГУ им. Ф.М. Достоевского), «Адаптивной практики» под руководством Ольги Николаевны Крюковой (доцент, руководитель проектного офиса ОмГАУ) и «Системной практики» под руководством Алексея Владимировича Мартынова (директор компании Консалт-Инфо, г. Калининград).
Результаты работы группы «Стратегическая практика» представили Валерия Иост – студентка 3 курса экономического факультета ОмГУ им. Ф.М. Достоевского и Анастасия Юркова - менеджер Центра инновационных компетенций Межвузовского инновационного инкубатора (МИБИ) ОмГУ им. Ф.М. Достоевского.
В презентации группы «Стратегическая практика» было перечислено то, «что мы понимаем под инновациями: 1) нововведения (сырье с новыми свойствами, новые качества товара, товар, востребованный рынком), ориентированные на дальний горизонт; 2) улучшение процессов; 3) новые технологии; 4) наукоемкий подход; 5) нестандартные решения; 6) новое, кратно превышающее эффективность; 7) обеспечивающие стратегическое преимущество».
А также на слайде представлена модель среды для развития инноваций в виде пирамиды, состоящей из 10 уровней, которые объединены в два блока:
фундаментальные 1) институты: базовые условия для общественной жизни (общественные, государственные, муниципальные); 2) инфраструктура: базовые условия для деятельности (физическая/территориальная, информационная, экологическая); 3) знания: условия для появления исследований и инноваций (общее образование, высшее образование, НИОКР); 4) культура: условия для развития (актуальность и престиж инноваций, видение будущего); 5) рынок: условия для коммерциализации (финансовые, технологические, интеллектуальные) и
верхний слой 6) финансирование фундаментальных исследований (гранты, стипендии, премии, оборудование); 7) финансирование инновационных компаний (прямое финансирование, косвенные инструменты); 8) инновационная активность (организации-инвесторы, занятость в инновациях); 9) результаты инноваций (идеи/продукты/технологии, прибыль/капитализация); 10) последствия инноваций (уровень жизни, устойчивость развития).
Кроме того, перечислены условия для развития инноваций: «достаточные ресурсы (финансовые, человеческие, информационные, научные), цель и поддержка разработки инноваций, инфраструктура тестирования идей, наличие команды единомышленников, образовательные программы с целью развития предпринимательских навыков и проектного подхода к развитию собственного бизнеса, прозрачные и доступные условия поддержки со стороны государства и частного бизнеса, институты развития (инкубаторы, акселераторы, фонды), развитие лидерских качеств».
Были также выделены проблемы, препятствующие созданию такой среды, и разработаны рекомендации по их решению:
1) отсутствие единой региональной стратегии развития инноваций (необходима разработка Стратегии развития инноваций в Омской области с целями, планами, задачами и результатами);
2) отсутствие знаний и навыков по ведению предпринимательской деятельности и ведению проекта (целевые встречи, саммиты, кейсы, образовательные планы, преакселераторы, наставники; стимулирование, конкурсы, гранты, статус студента-предпринимателя);
3) отсутствие предпринимательской культуры (стимулирование к участию в городских конкурсах «Предприниматель года» и «Инновации года»; мероприятия по ознакомлению с правовыми нормами, обычаями, правилами);
4) сложность системы финансирования и поддержки инновационной деятельности (поиск частных инвесторов, социальное продвижение, мероприятия, пространство для общения);
5) высокие риски и отсутствие инфраструктуры поддержки при высоких рисках (определение условий поддержки и учет рисков при поддержке);
6) слабая экосистема развития инноваций в регионе (выбор приоритетных специализаций, создание университетских песочниц, привлечение инвесторов);
7) проблема кадров – инженеры, наука (стимулирование студентов и преподавателей, введение статуса студента-технологического предпринимателя);
Д.С. Нардин. Вопрос руководителю практики А.Г. Бреусовой: «Какие инструменты стратегического мышления существуют для решения поставленной задачи и какие вы использовали сегодня в работе с группой?»
А.Г. Бреусова. Использовали: анализ ситуации, постановку проблем, определение барьеров, мозговой штурм для разработки действий, отличали действия от намерений. Единственно, что нам сегодня не удалось из-за недостатка времени: мы хотели проранжировать действия в зависимости от стоимости и эффективности, выбрать наиболее эффективные, но менее затратные.
Максат Бекжанов (студент ОмГАУ, специальность «Экология и природопользование». Глобальной целью практики адаптивного мышления является:
- объединение предпринимателей, науки, образования, власти и городских сообществ для экономического подъема региона за счет культивирования инноваций, создания бизнесов, лидирующих в своих нишах на уровне страны и мира, ведения передовых научных исследований, в том числе – в сотрудничестве с НОЦ;
- показать молодежи перспективы роста региона и направления развития;
- дать студентам и школьникам возможность заниматься наукой и творчеством в сотрудничестве с образовательными учреждениями, индустриальными партнерами и научными центрами.
Инструментами являются: знакомство с методами адаптивного мышления (посредством Googl-форм); групповая работа, в том числе – с использованием интерактивной доски Miro, с которой никто из студентов не был знаком; рефлексия по итогам работы на практике.
Средой для развития инноваций является: поддержка государства, эффективное использование имеющихся ресурсов, наличие конкуренции (она стимулирует), накопление потенциала реализаторов, устойчивое финансирование, привлечение лидеров, мотивация к преобразованиям, минимизация инновационных рисков…
Д.С. Нардин. Понятно, что задача многоаспектная. Вопрос: какие есть барьеры для реализации инновационной деятельности?
Максат Бекжанов. Пандемия коронавируса - сейчас, упадок экономики, отсутствие поддержки государством, высокое налогообложение, неприятие обществом инноваций, ограниченные ресурсы... Но непреодолимых барьеров нет. Инновации появляются за счет преодоления барьеров, конкуренции, естественного отбора. (Д.С. Нардин. Позитивный взгляд на задачу.)
В преодолении барьеров могут помочь: государство и общество, инвесторы (бизнесмены), научные деятели, люди пенсионного возраста (имеющие большой опыт), обычные люди.
Д.С. Нардин. Вопрос к руководителю практики Ольге Николаевне Крюковой: «У вас участниками группы были студенты, насколько практика адаптивного мышления может быть применима к взрослым, бизнесу, органам государственной власти?»
О.Н. Крюкова. Ограничений нет ни по категориям людей, ни по задачам, которые она может решать. Сегодня студенты из ОмГАУ были разных направлений подготовки, причем из бакалавриата и из магистратуры, что тоже способствовало решению задачи. Мы в жизни часто встречаемся с задачами, связанными с неопределенностью, которые эффективно помогает решать практика адаптивного мышления. При этом можно использовать и позитивное мышление и брейнсторминг, другие практики развития и познания, что не ограничивается ни возрастом, ни сферой занятий человека.
Д.С. Нардин. Руководителем практики системного мышления был Алексей Мартынов, он работал из Калиниграда с ядерной группой, которую мы ему подобрали в Омске.
А.В. Мартынов. За три часа мы затронули несколько глубоких тем, попрактиковали несколько инструментов. Тема нашей работы звучит так: «Работа Клуба мышления. Особенности, ограничения, преимущества и перспективы онлайн формата». Мероприятиями этого формата являются: образовательные мероприятия (лекции, доклады…), рабочие группы, панельные дискуссии. Онлайн формат накладывает ограничения: отсутствие привычных каналов коммуникации (межличностных, социальных), отсутствие физического взаимодействия с объектом, но и дает возможности: расширение географии, подключение интеллектуальных ресурсов, экономия времени, финансовых и других ресурсов.
При этом мы используем трехслойную модель преодоления ограничений (проблемных зон) в слоях: социальном, логическом и психологическом.
В социальном слое ограничения: введение новых форм коммуникаций, связей, команд, процессов, взаимодействия внутри мероприятий преодолеваются за счет инструментов: форматирование методов, практика взаимодействия.
В логическом слое ограничения: технические проблемы, введение новых инструментов взаимодействия преодолеваются: изучением эффективного онлайн инструментария, решением технических и инфраструктурных задач.
В психологическом слое ограничения: страхи и опасения, самоопределение по целям, отсутствие навыков преодолеваются: практикой участия, приобретением Soft skills (мягких навыков) – надпрофессиональных навыков (адаптивность, коммуникативность, креативность, лидерство, этика, умение работать в команде, позитивность), которые приобрести очень сложно, и им невозможно научить. (В отличие от Hard skills — профессиональных навыков, которые можно получить в учебном заведении или на курсах.)
Среду для инноваций можно представить в виде блоков: человеческий капитал, финансовый капитал, интеллектуальный капитал, предпринимательский капитал (из чата дополнение В.В. Лизунова – инфраструктура, институты и техническиe средства). Раскрытием этих блоков как раз и можно заниматься в дальнейшей работе клуба.
Анна Геннадиевна Тарасенко. Для меня мышление это скорее процесс, чем ожидаемый результат. Очень часто бывает, что в процессе мышления появляются совсем другие итоги, чем те, которые ожидались. В нашей группе долго обсуждались вопросы онлайн взаимодействия, каким образом оно может быть организовано. Основным результатом мышления является изменение в мозге у тех, кто принимал участие в обсуждении. В нашей группе эти изменения произошли. Мы и дальше будем работать в этом направлении и объединим усилия для того, чтобы эти эту задачу решить.
Д.С. Нардин. Мы все находимся в режиме эксперимента потому, что для практик мышления дистанционная работа нехарактерна. Конечно, эта практика будет продолжаться. Вопрос руководителям групп: «Насколько онлайн формат влияет на эффективность работы разных практик мышления?»
А.Р. Бреусова. Для меня онлайн взаимодействие было впервые. Если проводить мероприятие с большим количеством людей, то должно быть несколько залов и в каждом зале должен быть свой модератор. То есть один модератор на 10-15 человек. Иначе динамику группы будет очень сложно удерживать. Если группа сработалась, то проблем нет. Но если в группе есть те, кто не поддерживает, то возникают определенные проблемы. Вывод такой: для группы в 10-15 человек можно поддерживать групповую динамику и организовывать дискуссию.
Д.С. Нардин. Вопрос: «Какие инструменты поддержки групповой динамики в онлайн режиме вы использовали?»
А.Р. Бреусова. Ставились вопросы для всех участников и ответ требовался от каждого. Потом мы объединялись по парам и им приходилось взаимодействовать друг с другом. Работа шла через участие в выполнении заданий.
Д.С. Нардин. Теперь комментарии О.Н. Крюковой.
О.Н. Крюкова. Работу в дистанционном режиме (образовательную и проектную) называют «эрой черных квадратов» потому, что многие общаются с выключенными экранами. Бывает, что для этого есть объективные причины. Но хочется видеть людей вживую, их вовлеченность, эмоциональную привязанность. Онлайн не всегда дает такую возможность, поэтому приходится использовать для этого специальные сервисы. Мы их уже использовали в работе, изучаем, но пока они недостаточно раскрыты. За ними будущее, они стирают границы, позволяют использовать потенциал и опыт людей, находящихся далеко от нас (как А.В. Мартынов). Это развивает нас, дает новые толчки для развития, возможности для роста, для мышления, как процесса познания, осознания себя в этом мире. Это нужная компетенция.
Д.С. Нардин. Вопрос Алексею Мартынову: «Была ли у вас задача поддержки групповой динамики, использовали ли вы для этого какие-то специальные инструменты?»
А.В. Мартынов. Конечно, безусловно. Это одна из основных задач. В онлайне непривычно, меньше опыта, запуск процессов мышления развивается по-другому. Инструментарий нужен, его надо практиковать. У нас была такая сложность, минут 30-40 потребовалось на запуск динамики.
Д.С. Нардин. У нас уже есть запросы на проведение экспертизы проектов. Будем продолжать работу в группах по практикам мышления в режиме онлайн.
А.Г. Тарасенко. В ноябре – в режиме онлайн, потом оповестим участников. Наша «Точка кипения Омск» уже есть на сайте Leader-ID. Любой желающий может зайти и оставить заявку на проведение мероприятия, договорившись с руководителем практики. Онлайн дает практически безграничные возможности.
Д.С. Нардин. Можно обращаться ко мне как лидеру клуба и я буду решать вопросы по техническому обеспечению мероприятия.
О.Н. Крюкова. Предлагаю А.Г. Бреусовой решить вопросы проведения наших мероприятий совместно.
А.Г. Бреусова. Конечно.
Д.С. Нардин. Есть возможность использовать интеллектуальные ресурсы всей сети клубов мышления. Надо заранее договариваться по привлечению экспертов и спикеров. Чтобы войти в наш клуб мышления, надо пройти диагностику на сайте клубов мышления. Можно участвовать в любом мероприятии любого клуба мышления, которое вам интересно.
Считаем, что открытие нашего «Клуба мышления Омск» удалось.
Спасибо всем участникам и руководителям практик мышления! Особое спасибо специалистам технической поддержки!
Запись трансляции онлайн Презентации практик мышления «Клуба мышления Омск», проведенной в рамках «Точки кипения Омск» от 6 ноября, размещена по адресу:
https://www.youtube.com/watch?v=-36xnjWpCv4&feature=emb_err_woyt
Презентация практик «Клуба мышления Омск», проведенная 6 ноября в 15 часов, является логическим продолжением Панельной дискуссии «Среда для инновационного развития Омской области», проведенной также в рамках «Точки кипения Омск» 5 ноября 2020 г., и открытия Клуба мышления Омск 6 ноября в 11 часов, содержательная текстовая и фото информация по которой размещена нами по адресам:
http://www.oscsbras.ru/dom-uchyenykh/novosti-sobytiya/uchastie-v-otkrytie-kluba-myshleniya-omsk-v-ra...
http://www.oscsbras.ru/dom-uchyenykh/novosti-sobytiya/uchastie-v-panelnoy-diskussii-tochki-kipeniya-...
Общим для всех этих мероприятий является экспертное замечание (ключевое положение): инновационная деятельность является продолжением научной и научно-технической деятельности и радикально отличается от неё по своим целям, субъектам, объектам, методам и продуктам труда. Новатор (творец нового) и инноватор (предприниматель) – принципиально разные субъекты, хотя вполне может быть их совмещение.
Текст и скриншоты экрана: В.В. Лизунов,
заместитель Председателя Совета Омского Дома ученых,
председатель Комитета по инновационной деятельности при Омской ТПП,
соавтор Закона об инновационной деятельности в Омской области от 13 июля 2004 года № 527-ОЗ (http://docs.cntd.ru/document/943013388).