НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ОНЦ СО РАН участвует в координации и интеграции исследований научных организаций, расположенных на территории региона
Первые подразделения
математического и химического профиля в Омске были созданы в 1978 году
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ  «НАУКА И УНИВЕРСИТЕТЫ»
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «НАУКА И УНИВЕРСИТЕТЫ»
Направлен на достижение значимых результатов по приоритетам Стратегии научно-технологического развития России
Направлен на достижение значимых результатов по приоритетам Стратегии научно-технологического развития России
ИНСТИТУТ РАДИОФИЗИКИ И ФИЗИЧЕСКОЙ ЭЛЕКТРОНИКИ
ИНСТИТУТ РАДИОФИЗИКИ И ФИЗИЧЕСКОЙ ЭЛЕКТРОНИКИ
Фундаментальные научные исследования в интересах промышленности
От исследований и разработок до технологических решений
ЦЕНТР КОЛЛЕКТИВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
ЦЕНТР КОЛЛЕКТИВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
Уникальное современное высокоточное оборудование для научных исследований
Уникальное современное высокоточное оборудование для научных исследований
БИБЛИОТЕКА
БИБЛИОТЕКА
Фонд формируется
с уче­том научных направлений, развивающихся в академических научных учреждениях Омска.
Доступ к важнейшим
научно-образовательным электронным отечественным и зарубежным электронным базам
СОВЕТ НАУЧНОЙ МОЛОДЕЖИ
СОВЕТ НАУЧНОЙ МОЛОДЕЖИ
Объединяет Советы молодых учёных научных учреждений СО РАН, координируемых ОНЦ СО РАН
Цель работы – способствовать вовлечению молодёжи
в науку, профессиональному росту молодых учёных и популяризации науки.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
Является одной из приоритетных задач государственной политики
Доступ к нормативно-правовым, методическим и иным материалам антикоррупционной направленности

Участие в Круглом столе по реализации евразийского проекта «73-й Меридиан» и развитию омских логистических компаний

14 февраля 2022
Омский Дом ученых принял активное участие в подготовке и проведении Круглого стола по реализации евразийского проекта «73-й Меридиан» и повышению внешнеторгового оборота омских логистических компаний в условиях формирования перспективных транспортных коридоров, который проходил 19 января 2022 года в здании Союза «Омская торгово-промышленная палата» (ОмТПП, ул. Герцена, 51/53).

Организаторами Круглого стола были: Ирина Александровна Кичигина - вице-президент ОмТПП, Владимир Васильевич Лизунов – заместитель Председателя Совета ОДУ, председатель Комитета по инновационной деятельности при Омской ТПП, советник директора ОНЦ СО РАН, начальник Центра трансфера технологий МИБИ ОмГУ им. Ф.М. Достоевского и Игорь Михайлович Глушков - председатель Совета по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики Омской области ОмТПП.

В качестве ведущего Круглого стола выступил Сергей Иванович Какотин – заместитель директора Института системного проектирования (ИСП).

В работе Круглого стола приняли участие 19 специалистов и экспертов из Омской ТПП, омских вузов, научных организаций, транспортно-логистических компаний, управления экономического анализа и правового обеспечения, а также управления инвестиций и предпринимательства Администрации города Омска.

С вступительным словом выступили:

Ирина Александровна Кичигина – представила организаторов и участников, рассказала об актуальности тематики Круглого стола, роли и специфике деятельности Омской ТПП;

Владимир Васильевич Лизунов – сообщил о процессе разработки в настоящее время «Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2030 года» (Стратегия-2030) и подготовке стратегических проектов инициативными группами инновационного Комитета ОмТПП и Совета по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики Омской области ОмТПП для включения в «Стратегию-2030», одним из которых является Евразийский Мегапроект «73-й Меридиан».

Сергей Иванович Какотин (ведущий) - рассказал о задачах Круглого стола, Евразийском проекте «73-й Меридиан», создании Штаба проекта, организации сотрудничества регионов, расположенных вдоль 73-го меридиана, формировании в Омске мультимодального транспортно-логистического узла, актуальности и важности выявления и решения проблем в области внешнеторгового оборота омских логистических компаний.

Игорь Михайлович Глушков – в своем сообщении рассказал об истории разработки проекта «73-й Меридиан» во время строительства аэропорта Омск-Федоровка десять лет назад, когда он планировался лишь для перевозки пассажиров, о необходимости проектировании его не только как пассажирского, но и как грузо-пассажирского аэропорта в составе мультимодального транспортного центра с включением хабов, складов для перевозки и обработки грузов не только авиационного, но и водного, железнодорожного и автомобильного транспорта, необходимости использования уникального положения Омска для создания ведущего транспортно-логистического узла Евразии.

Общая стоимость строительства может составлять 27 млрд руб., из них 10 млрд руб. дает федеральный бюджет (учитывая государственную специфику комплекса сооружений) и 17 млрд руб. необходимо привлечь от частных партнеров. Проект «73-й Меридиан» даст толчок в организации новых грузопотоков и формированию в Омске очень серьезной логистики. Проект активно поддерживает Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Васильевич Крупнов (г. Москва), который активно выступает на федеральном уровне и на своем сайте в сети Интернет в его поддержку.

Владимир Васильевич Лизунов – дополнил цели проекта, рассказал о современной тенденции формирования вокруг крупных аэропортов городов-спутников - «аэротрополисов», которые уже во многих странах на разных континентах являются точками притяжения для различного рода экономической активности, формирования новых технологических центров и инновационных комплексов, мощным фактором и ресурсом развития регионов. Примером такого аэротрополиса является московский аэропорт Домодедово. Для омского аэротрополиса предлагается название «Омград», никогда ранее не используемое в качестве топонима.

Василий Григорьевич Цой - Международный институт стратегического проектирования (МИНСП) в своем сообщении рассказал о возможности сделать Омск эффективной «точкой входа» в Россию для международных грузовых потоков, использующих пока в качестве «точек входа» Москву и Санкт-Петербург (даже для грузов на Урал и в Сибирь) и проходящих через Суэцкий канал или Северный морской путь – то есть, значительно сократив их, создавая намного более короткие трансконтинентальные маршруты.

В.Г. Цой рассказал о своем положительном опыте заключения и реализации таких договоров, которые требуют высокого профессионализма и серьезного информационного обеспечения, грамотного учета стратегической и оперативной информации. Простые оценки показывают, что Омск имеет уникальные преимущества не только в своем центральном положении на Евразийском континенте, но и количестве жителей населенных пунктов в ближней зоне действия автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта, в том числе - по сравнению с Екатеринбургом и Новосибирском.

О своем опыте работы и проблемах по заключению договоров и эффективной реализации внешнеторговых операций, а также подготовки профессиональных кадров рассказали: Татьяна Владимировна Вукс - руководитель филиала компании “Траско» в г. Омске; Иван Петрович Шнайдер - ведущий специалист компании «А-Я Логистика» и Евгений Владимирович Колягин - руководитель «Центра логистики и внешне-экономических операций» (ЦЛВЭО).

В обсуждении рассматриваемых вопросов активное участие приняли Виктор Васильевич Шаталов – эксперт по ВЭД, Галина Ивановна Самохина - специалист ИСП, Виктория Валерьевна Плаксина - начальник управления экономического анализа и правового обеспечения Администрации города Омска, а также другие участники Круглого стола.

В результате обсуждения участники Круглого стола отметили, что достигнуты его основные цели:
- проведены обмен информацией и анализ проблем в сфере внешнеторговой деятельности омских логистических компаний;
- оценены перспективы повышения внешнеторгового оборота, в том числе - в условиях формирования перспективных транспортных коридоров, новых логистических маршрутов и участия в крупных логистических проектах.

Участниками Круглого стола принято решение поддержать предложения о включении евразийского Мегапроекта «73-й Меридиан» в реестр инвестиционных проектов Министерства экономики Омской области, о его дальнейшей проработке и эффективной реализации с целью выполнения актуальных и важнейших для Омской области задач:

  1. Направить импортные, экспортные и транзитные грузовые потоки по международным транспортным коридорам через Омск.
  2. Сделать эти коридоры, проходящие через Омск, конкурентоспособными.
  3. Снизить долю логистических (в первую очередь транспортных) затрат в валовом внутреннем региональном продукте и в стоимости сервисных услуг.
  4. Сформировать различные группы товаров, предназначенных для экспорта, на территории Омского региона.
  5. Создать транспортно-логистический хаб для экспортеров-импортеров, транспортных компаний, игроков электронной торговли, в том числе международных, который даст возможность образовать новые логистические цепочки, а также снизить издержки существующих.
  6. Расширить ядро творческой группы (Штаба Проекта М73) из специалистов профильных предприятий, вузов, предпринимателей, органов управления, имеющих опыт управления проектами, планирования и организации потоков товародвижения (в том числе – транснациональных), строительства транспортных и инфраструктурных объектов.
  7. В перспективе – создать мультимодальный транспортно-логистический узел вокруг нового международного грузо-пассажирского аэропорта на территории незавершенного строительства аэропорта Омск-Федоровка и построить город-спутник Омска – «аэротрополис Омград», для чего имеются вполне реальные возможности и достаточные основания.


Текст: В.В. Лизунов. Фото: ОмТПП, В.В. Лизунов.
Фотоальбом ОДУ Круглого стола размещен по адресу: https://disk.yandex.ru/d/5Hb-ADXtTo5alA